Профилактика травматизма - Войсковская СШ
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Профилактика травматизма

Гибнут наши дети!

В настоящее время настораживает статистика, а именно – рост детского травматизма. В реанимационном отделении районной больницы в текущем году с тяжелыми травмами пролечено 18 детей (в 2016-м – трое). В списке диаг­нозов – острое алкогольное опьянение; сотрясение головного мозга из-за падения в результате удара копытом лошади; инородное тело в стопе (иголка); отравления седативными таблетками, гранулированным стиральным порошком, ядохимикатом, растворителем; термические ожоги различной степени тяжести; поражение электрическим током; переломы и вывихи.

В хирургическое отделение с менее тяжелыми травмами госпитализировано 18 детей. Из них с закрытыми черепно-мозговыми травмами – 7 детей, с ожогами – двое, с инородным телом в желудочно-кишечном тракте – один ребенок. В результате несчастных случае в 2017-м погибло трое несовершеннолетних (в 2016 – ни одного случая смерти).

            – Как защитить ребенка от несчастного случая?

 Ребенок после года начинает все более интенсивно и успешно двигаться, возрастает его самостоятельность. Он познает мир окружающих его предметов. Желание знать «что это такое?» должно замечаться и поощряться родителями. В этот период формируется самостоятельность и независимость ребенка. Именно в первые три года жизни дети научаются тому, что будут использовать в течение всей дальнейшей жизни. Чем богаче среда вокруг ребенка, тем успешнее он развивается. Но в этом разнообразии предметов он может получить травму. Родителям необходимо знать некоторые особенности развития детей разных возрастных категорий.

В возрасте 1-2 лет ребенок начинает активно экспериментировать методом проб и ошибок, использовать разные способы действия с предметами. В раннем детстве (1-3 года) у детей доминирует восприятие, важная из характеристик которого – аффективная окрашенность. Наблюдаемые предметы «притягивают» ребенка, вызывают у него яркую эмоциональную реакцию, и благодаря этому начинает разворачиваться импульсивное поведение (ребенок не может справиться с желанием взять заинтересовавший его предмет) – достать его, попробовать на вкус, на ощупь… В силу своего возраста и психического развития ребенок не знает об опасности, которая его может ожидать. Поэтому очень частые травмы детей после года – это ожоги, падения, опрокидывание на себя тяжелых предметов мебели, отравления.

Если заняться выяснением возраста, когда ребенок уже может оставаться один, то самым главным критерием здесь является время, в течение которого он может сам себя занять. И чем меньше ребенок, тем меньше времени он может находиться без взрослого. Особенности нервной системы ребенка таковы, что он не может долго концентрировать свое внимание на одном виде деятельности. Однако по сравнению с более ранним возрастом внимание становится более устойчивым.

В возрасте 4–5 лет быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие. Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества. Если ребенок посещает детский сад, то там проводятся тематические занятия по основам безопасности. Родители тоже могут дома в игровой форме проигрывать поведение ребенка в той или иной ситуации.

Чем старше ребенок, тем опаснее становятся его занятия. Дети увлекаются лазаньем на деревья, скейтбордом и роликами. Начиная с младенчества потребность ребенка применять на практике вновь приобретенные навыки часто входит в конфликт с потребностью в защите от связанных с такой практикой опасностей. Кроме того, способность детей травмироваться превосходит способность предвидеть последствия своих действий или контролировать свое поведение. Предупреждения родителей об опасности езды на велосипеде или роликовой доске по улицам с оживленным автомобильным движением обычно игнорируются или быстро забываются в азарте игры.

Ограничения, требования, запреты обязательно должны быть в жизни каждого ребенка, особенно, если это касается безопасности. Они должны быть согласованы взрослыми между собой. Знакомо ли вам, когда мама говорит одно, папа другое, а бабушка – третье? В такой ситуации ребенку невозможно усвоить правила, привыкнуть к дисциплине. Тон, в котором родители сообщают требования или запреты, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным. На вопрос «Почему нельзя?» не стоит отвечать: «Нельзя, и все!», «Я так велю». Нужно коротко пояснить: «Это опасно», «Можешь разбиться, пораниться». Родительские требования не должны вступать в противоречия с важнейшими потребностями ребенка – бегать, прыгать, шумно играть, детям гораздо больше, чем нам, взрослым, нужно двигаться, пробовать свои силы. Запрещать подобные действия бесполезно.

– Есть ли практические советы по организации быта в семье, где малолетний ребенок?

– В комнате ребенка должны быть учтены следующие моменты… Мебель не должна иметь острых краев, углов и выступающих шурупов, высокие шкафы лучше прикрутить к стене, чтобы ребенок, встав на выдвижной ящик или повиснув на дверце, не опрокинул его на себя; высокие кровати должны иметь бортики.

Специалисты говорят о том, что стоит поставить в комнате легкие двери, чтобы малыш мог их самостоятельно открыть, а вот открытие окон должно быть непосильно ребенку. Необходимо убирать в недоступное место ножи, ножницы, швейные принадлежности, спички и зажигалки, также не стоит покупать детям до 3-х лет игрушки, которые содержат мелкие детали. Спрячьте подальше лекарства и алкогольные напитки. Иногда детям взбредает в головушки шальная мысль попробовать, а что же такое пьют взрослые. Вся электропроводка должна быть убрана в короба или под плинтусы. На розетках обязательны заглушки, даже если малыш знает, что засовывать в них предметы опасно. Этого может не знать кто-нибудь из его друзей. Шнуры от бытовой техники также должны быть недоступны ребенку. 

А что было раньше?

Сейчас многие представители старшего поколения недоумевают, почему со стороны молодых родителей столько опеки. Однако  раньше населенные пункты не были запружены транспортом, чего не скажешь о современных городах и селах. Деревенские дома были в основном одноэтажными, и даже в городских многоквартирных, окна закрывались на надежные советские шпингалеты. Но факты налицо: быт и улица современности куда опаснее, нежели были полстолетия тому. Дороги, канализационные люки, чердаки, подвалы, высотки, строительные объекты – все это потенциальные и очень опасные места для игр.

И, пожалуй, наступает время, когда в отношении детей стоит принимать кардинальные меры на законодательном уровне. В некоторых странах давно четко прописано, до какого возраста нельзя оставлять ребенка одного – без присмотра со стороны совершеннолетнего. В Беларуси же пока этот вопрос остается открытым….утраченное здоровье и жизнь ребенка являются наихудшей расплатой за беспечность и невнимательность…

ОСТОРОЖНО! ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ

(памятка для школьников)

Электрическая энергия! Самый удобный в использовании, а поэтому самый распространенный вид энергии. Ее применение стало возможным благодаря природному свойству некоторых веществ, так называемых электрических проводников, пропускать через себя электрический ток – упорядоченный поток заряженных частиц, подобный потоку жидкости в трубе. Прохождение электрического тока через проводник вызывает нагрев этого проводника, вплоть до его расплавления. Это свойство электрического тока используется в различных электронагревательных и электроосветительных приборах. Кроме того, прохождение электрического тока через находящиеся в непосредственной близости друг от друга проводники вызывает механическое – притяжение или отталкивание – взаимодействие этих проводников. Это свойство нашло применение в электродвигателях и электромагнитах. Прохождение через проводник переменного, то есть регулярно изменяющего направление движения, электрического тока вызывает появление электромагнитного поля, электромагнитных волн, благодаря чему стало возможным появление электрических устройств приема и передачи информации, в том числе и мобильных телефонов.

Так устроено природой, что тело человека тоже является проводником электрического тока. Однако, в этом случае протекание электрического тока вызывает в большинстве случаев вредные последствия – недопустимый нагрев тканей и, как следствие, ожоги, разложение крови и других жидких сред организма, повреждение органов и тканей, неконтролируемое хаотичное сокращение мышц и, как следствие, нарушение кровообращения и дыхания. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК СМЕРТЕЛЬНО ОПАСЕН ДЛЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА!!!

К счастью, протекание электрического тока возможно только при обеспечении некоторых условий. Первым условием является наличие электрического напряжения – разности электрических потенциалов – между двумя точками или предметами. Такими предметами могут являться два провода электрической сети, либо один из этих проводов (так называемый фазный проводник) с одной стороны и поверхность земли (почва под нашими ногами) с другой, либо оказавшийся под напряжением вследствие повреждения изоляции металлический корпус электроприбора с одной стороны, и какой-нибудь посторонний соприкасающийся с землей металлический предмет (водопроводная труба, радиатор отопления) – с другой. Такими точками могут оказаться даже две точки на поверхности земли рядом с оборванным и лежащим на земле электрическим проводом (так называемое шаговое напряжение). Вторымусловием протекания электрического тока является включение электрического проводника (которым может оказаться тело человека) между двумя точками или предметами, между которыми возникло электрическое напряжение.

Первое условие – наличие напряжения между двумя предметами – как правило, от нас не зависит. Более того, человек не может своими органами чувств распознать наличие электрического напряжения. Для его обнаружения применяются специальные приборы и приспособления. Однако, предотвратить возникновение второго условия, то есть избежать включения в электрическую цепь, вполне по силам каждому из нас. Поэтому мы обращаемся к вам с ПРОСЬБОЙ:

 РЕБЯТА! СОБЛЮДАЙТЕ ПРАВИЛА ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ

 НА УЛИЦЕ:

 -   не приближайтесь к оборванным, лежащим на земле проводам линий электропередачи на расстояние менее 8 метров и ни в коем случае не прикасайтесь к ним;

-   не влезайте на опоры линий электропередачи, на крыши зданий, над которыми проходят провода линий электропередачи и ответвления от них к зданиям;

-   не делайте набросов на провода линий электропередачи, не ловите рыбу и не запускайте бумажных змеев вблизи этих линий;

-   не заходите за ограждения трансформаторных подстанций, в помещения, обозначенные знаком или надписями «Подстанция 110/10 кВ «Восточная», «РУ-0,4 кВ», «РУ-10 кВ», «ТП-1», «РП-2», «КТП-3» и другими подобными надписями, даже если они не будут закрыты на замок.

 …И ДОМА:

-   ни при каких обстоятельствах не пользуйтесь бытовыми приборами, штепсельными розетками, выключателями с поврежденными корпусами и крышками, удлинителями и шнурами с поврежденной изоляцией, а также самодельными электроприборами и удлинителями;

-   отключайте от электрической сети электронагревательные приборы (чайники, кастрюли, сковородки), когда заполняете их водой;

-   при использовании переносных электроприборов не закладывайте шнуры за газовые, отопительные, водопроводные трубы;

-   не используйте электроприборы на напряжение 220 В в садах, огородах, сырых помещениях и помещениях с токопроводящими полами (бетонные, кирпичные, металлические и т.д.); в этих помещениях нужно использовать электроприборы на напряжение не выше 25 В;

-   избегайте одновременного прикосновения к электропроводкам, электроприборам, выключателям, патронам, розеткам с одной стороны и заземленным металлическим предметам (радиаторам отопления, водопроводным и газовым трубам и т.д.) с другой.

-   не оставляйте без присмотра включенные в сеть электроприборы.

Государственное учреждение «Государственный энергетический и газовый надзор» филиал по Брестской области