Особенности вступительной кампании – 2024 - Войсковская СШ
Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Особенности вступительной кампании – 2024

Особенности вступительной кампании – 2024

Президент Беларуси Александр Лукашенко 3 января подписал Указ № 2, которым утверждается новая редакция Правил приема лиц для получения общего высшего и специального высшего образования.

Правила приема доработаны с учетом результатов широкого изучения общественного мнения и экспертных оценок, а также апробации отдельных норм в ходе вступительной кампании 2022 года.

В целом обновленными Правилами приема сохраняется закрепленная Кодексом Республики Беларусь об образовании система поступления в высшие учебные заведения. Правила направлены на повышение объективности оценки знаний абитуриентов и обеспечивают соблюдение принципа равной возможности поступления в вузы.

         Вводится важный инструмент оценки знаний выпускников школ — централизованный экзамен (ЦЭ), оценка по которому также может быть использована и для поступления в вузы.

Выпускников школ вместо четырех экзаменов ждут два ЦЭ – по языку и предмету на выбор из числа предметов, по которым проводится ЦТ («Физика», «Математика», «Химия», «Биология», «Иностранный язык» (английский, немецкий, испанский, французский, китайский), «История Беларуси», «Всемирная история» (новейшее время), «География», «Обществоведение»).

Регистрация учащихся на ЦЭ пройдет с 1 по 20 апреля. В этот период можно поменять предметы, которые выпускник планирует сдавать.

14 мая пройдет первый централизованный экзамен – по языкам, 21 мая – второй ЦЭ на выбор выпускника. Для сдачи предусмотрено несколько резервных этапов.

От централизованного экзамена (ЦЭ) освобождаются только победители республиканской олимпиады по учебным предметам. Здесь речь не идет об университетских олимпиадах. Победители третьего – областного – этапа республиканской олимпиады не сдают ЦЭ по тому предмету, по которому учащийся стал победителем. По этому предмету ему выставляют 10 балловПобедители заключительного этапа республиканской олимпиады освобождаются от всех ЦЭ. По той дисциплине, по которой выпускник стал победителем, выставляется 10 баллов, по второму предмету — годовая отметка.

Победители университетских олимпиад не освобождаются от сдачи ЦЭ, хотя они и становятся студентами-первокурсниками досрочно.

         СПРАВОЧНО:

Республиканская олимпиада проводится в каждом учебном году в четыре этапа:

первый этап — учреждения образования;

второй этап — районный (городской);

третий этап — областной;

четвертый этап — заключительный

У 11‑классников этого учебного года появился шанс стать студентами досрочно, поучаствовав еще и в университетских олимпиадах. Лучшие из лучших станут первокурсниками до основного набора. Пилотный проект реализуют на базе региональных вузов.

По обновленным правилам в вузы будут зачислять по результатам двух ЦЭ (по языку и предмету на выбор), одного ЦТ и по среднему баллу аттестата. Все абитуриенты без исключения будут предоставлять характеристику из школы (колледжа), с места работы.

Ее выдадут по установленной форме. И хотя она никак не влияет на сам процесс поступления или на конкурс, это будет ценный документ, позволяющий оперативно организовать работу в учреждении образования с зачисленным студентом по различным направлениям, включая образовательную деятельность, воспитательный процесс, вовлечение в спортивную жизнь, в творчество…

Появилась возможность поступления на целевую подготовку по отдельному порядку приема. Абитуриенты сдают один внутренний экзамен в вуз по первому профильному предмету в устной или практической форме (в зависимости от специальности). Итог вступительного испытания суммируется со средним баллом аттестата, и таким образом выстраивается конкурс. Фактически сертификаты ЦЭ или ЦТ в этом случае не нужны.

Меняются и сроки подачи документов: целевики делают это раньше всех — с 3 по 8 июня. С 4 по 10 июня пройдут внутренние испытания, а уже к 13 июня станет известно, оказалась ли удача на стороне абитуриента.

Но, в тоже время, не стоит отказываться от регистрации на централизованное тестирование.

Обратите внимание, человек, поступающий на общих основаниях, будет готовиться к трем предметам: два — ЦЭ и один — ЦТ. Целевик может сделать упор на два предмета, выбрав для подготовки одну и ту же дисциплину как для ЦЭ, так и для сдачи внутреннего экзамена в высшее учебное заведение.

Этапы вступительной кампании спланированы так, что те молодые люди, которые не пройдут на целевые места, смогут участвовать в общем конкурсе, поступив на бюджетное или платное обучение. Выпускнику, держащему данный сценарий в уме, в мае стоит зарегистрироваться на централизованное тестирование. Шансы на поступление таким образом можно увеличить в два раза.

Целевая форма предполагает наличие трех сторон: абитуриента, который желает обучаться по направлению и четко знает, где хочет работать; заказчика кадров; вуза или колледжа, который готовит соответствующего специалиста. При данной образовательной траектории студент учится бесплатно за счет средств бюджета. Говоря о плюсах целевого направления, чаще можно услышать о низком конкурсе или его отсутствии. Но это не совсем так. В данном контексте уместнее упомянуть о проходных баллах, которые могут быть (но не всегда) несколько ниже.

Главные преимущества целевого поступления — гарантированное место работы и индивидуализация процесса обучения. Предположим, студент получает образование в сфере автомобилестроения. Одновременно он начинает внедряться в рабочий процесс той организации, с которой у него заключен договор. Проходит практику, пишет курсовые работы и дипломный проект по тематике, интересующей заказчика. Отдельные работодатели поощряют обучающегося дополнительной стипендией. После учебы на бюджетном отделении при поступлении по общему конкурсу обязательный срок работы по специальности составляет два года, целевикам же необходимо работать у заказчика минимально пять лет.

Целевой договор должен быть оформлен и подписан со стороны заказчика и абитуриента до начала приема на обучение. Чтобы взять направление, не надо обзванивать предприятия без системы. Главное, необходимо определиться, где 11-классник хочет работать.

Есть несколько вариантовПервый (наиболее выигрышный, но и самый трудоемкий) — самостоятельные поиски. Составьте список организаций, где желаете работать, и обратитесь в кадровые службы. Важно, что вы сами выбираете себе работодателя и гарантированно к нему приходите после окончания вуза. Заказчик может быть из любой сферы, нет требований, в каком населенном пункте он должен находиться и какой формы собственности быть.

Второй вариант — посещать ярмарки вакансий целевой подготовки. В декабре во всех регионах прошли подобные мероприятия. Ученики встретились с представителями вузов, колледжей и организаций. В планах сделать еще минимум два этапа таких ярмарок.

Организации могут подавать заявки в местные или республиканские органы госуправления, в подчинении которых находятся учреждения образования, где готовят нужных специалистов. Затем органы управления формируют цифры целевого набора с учетом планируемого приема.

Третий вариант – дождаться 1 мая (25 мая – для педагогических специальностей), когда на сайтах учредителей вузов появится информация с указанием наименования специальности, количества мест и заказчика, с которым абитуриенты могут связаться.

Но при этом не во всех случаях будет гарантия заключения договора с конкретной организацией, так как у нее уже может быть подобран круг потенциальных абитуриентов. Необходимо учитывать еще один важный момент: в отдельных сферах первое место работы выпускника будет определяться заказчиком кадров. Например, если это главное управление здравоохранения, то будут учитываться потребности региона в медицинских специалистах на дату направления на работу.

Абитуриенты сдадут один внутренний экзамен в вуз по первому профильному предмету в устной или практической форме.

Вопросы уже есть в свободном доступе на сайте Министерства образования (путь: главная – абитуриенту-2023 – новации 2023 года – целевой прием 2023). Их разработал Национальный институт образования. По каждому предмету – 50 вопросов.

В каждую комиссию по приему устного экзамена в высших учебных заведениях войдет хотя бы по одному школьному учителю. Этот подход будет реализован для обеспечения максимально объективной оценки знаний абитуриентов.

Если возникнут спорные моменты в ходе сдачи испытаний, у каждого абитуриента есть сутки на подачу апелляции. В такой ситуации изучат видеозапись экзамена и лист ответа.

Министерство образования планирует, что в будущем появится информационная система — база данных организаций, желающих оформить целевое направление, и учреждений образования, которые готовят по соответствующим специальностям. Работа уже начата.

А что будет с ЦТ?

Мы уже обозначили, что централизованный экзамен сдают практически все, так как это в первую очередь выпускной экзамен, результаты ЦЭ учитываются при выставлении итоговой отметки в аттестат об общем среднем образовании. А вот уже привычное для всех централизованное тестирование (ЦТ) надо сдавать тем, кто хочет поступать в учреждения высшего образования.

Кто может поступить в вуз без испытаний?

Обладатели дипломов I, II, III степени университетских олимпиад при поступлении в вузы, где они регистрировались и проходили испытания.

Победители международных и республиканских олимпиад зачисляются на специальности без привязки к конкретному профильному предмету (первому или второму).

Лица, получившие среднее специальное образование по педагогическим специальностям, если они поступают на заочное отделение на соответствующий профиль.

Учащиеся Национального детского технопарка, если выбирают следующие профили: «техника и технологии» и «естественные науки». Но необходима рекомендация от наблюдательного совета. Плюс в вузе их ждет собеседование.

Молодые люди с отметками в аттестате не ниже 8 баллов могут претендовать на зачисление в Академию управления при Президенте, если они освоили учебную дисциплину «Школа управления», а по итоговому испытанию и профильным предметам вуза получили не меньше 9 баллов.

Выпускники лицеев при университетах при условии, что поступают в этот же вуз.

Дети военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, ставших инвалидами при исполнении служебных обязанностейвоспитанники военно-патриотических клубов при поступлении в вузы Минобороны, МВД, Госпогранкомитета и на военные факультеты.

Вводятся особые условия поступления на специальности для Вооруженных Сил, транспортных войск и органов пограничной службы. На указанные специальности абитуриенты будут сдавать только два предмета (язык и один профильный предмет в форме ЦЭ или ЦТ).

28 января в стране пройдет репетиционный централизованный экзамен. В нем примут участие все выпускники школ. Будут задействованы 144 пункта ЦЭ.

Абитуриенты, сдавшие ЕГЭ в Российской Федерации и поступающие на платную форму обучения, зачисляются в вузы без экзаменов на все специальности.

Чтобы поступить на заочное отделение на условиях бюджетного финансирования потребуется не менее чем 10‑месячный стаж работы.

Если у двух абитуриентов полностью совпадут итоговые баллы при поступлении, то преимущественное право на зачисление будет у следующих категорий:

не прошедших по конкурсу на специальность «сельское хозяйство» на условиях целевой подготовки и участвующих в общем конкурсе по указанным специальностям;

у пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, людей с инвалидностью.

 

Справочно:

На какие специальности ВУЗов области можно поступить без вступительных испытаний или вне конкурса, желающие могут ознакомиться отдельно (Приложение ВУЗы области)